Висцеральные манипуляции детских тканей
Jean Anne Zollars PT, DPT, MA, BI Diplomate, USA

Висцеральные манипуляции, были разработаны и преподаются Жаном-Пьером Барралем, из Гренобля, Франция
и являются органоспецифическим методом мануальной терапии. Другие формы мануальной терапии, которые используются при работе с детьми называются: краниосакральная терапия, миофасциальный релиз, мануальная терапия или остеопатический подход и стрейн/контрстрейн. Краниосакральная терапия фокусируется на костях черепа, позвоночнике, крестце, твёрдой мозговой оболочке и цереброспинальной жидкости. Миофасциальный релиз направлен на мышцы и фасции (соединительную ткань). Остеопатия и хиропрактика делают фокус на костях и швах. Стрейн/контрстрейн работает с хроническими напряжениями в суставах, мышцах и фасциях.

Висцеральная манипуляция является органоспецифической техникой фасциальной мобилизации. Это означает, что органы работают в тесном контакте с соединительной тканью и связанных с ними структурами. Чтобы тело было
в хорошем здоровье, внутренние органы должны двигаться в гармонии с другими органами и системами организма.
С ненормальным висцеральным тонусом, спайками или смещениями органов, эти ограничения становятся фиксированными точками напряжённости, осью, вокруг которой тело вынуждено скомпенсированно двигаться. Такое хроническое раздражение прокладывает пути к болезням и дисфункциям.

Висцеральное прослушивание и оценка


Метод оценки используется в Висцеральной манипуляции и состоит из прослушивания (чтения) тела таким образом, что врач может определить область наибольшей дисфункции. Общее прослушивание указывает место наибольшей напряжённости в теле на данный момент. В общем прослушивании мы помещаем свою руку на голову ребёнка.
На лёгкий нажим, организм реагирует через проприоцептивную стимуляцию, и организм ребёнка будет вовлечён
в зону наибольшей напряжённости.

Терапевт может чувствовать это напряжение. Затем он использует локальное прослушивание, которое означает, что рука действует более конкретно на уровне ограничения. Далее, врач определяет пальпацией конкретные структуры, которая участвуют в ограничении. Висцеральное ограничение запускает воспалительный процесс, в ходе которого образуется экссудат. Этот экссудат густеет и становится тяжелее, плотнее, более сухой областью.
Вы может быть знакомы с миофасциальным ограничением в задней мышце бедра ребёнка с ДЦП. Висцеральное ограничения схожи с миофасциальными ограничениями, за исключением того, что они находится вблизи органа
или в соединительной ткани за пределами органа.

Ограничения могут быть вызваны инфекцией, родовой травмой, проблемами внутриутробного развития, аномальной нейронной активностью, лекарственной и иной интоксикацией. Например, у 10-месячного ребёнка есть рефлюкс. Когда терапевт выполняет общее прослушивание ребенка, фокус направлен к верхней части живота. Специфика прослушивания поможет психотерапевту определить, находится ли сужение между желудком и диафрагмой (где пищевод проходит через диафрагму), или, возможно, между пищеводом и плеврой лёгких, или может быть даже между желудком и печенью. Эта конкретная область и нуждается в лечении.

Особенности терапевтического подхода


При лечении с помощью Висцеральных манипуляций новорождённого или ребёнка более старшего возраста терапевт, контактируя с органом или со структурой, связанной с этим органом, держит направление в сторону лёгкости. Например, ребёнок с рефлюксом имеет напряжённость между желудком и печенью. Терапевт обращается
к малой кривизне желудка с одной стороны и левой доле печени, с другой стороны. Связавшись с этими двумя органами, начинаем прослушивание движения в сторону простоты. В этом случае желудок и печень будут тянуться навстречу друг другу до тех пор, пока не будет пальпироваться релиз ткани.

Релиз ощущается, как освобождение, размягчение тканей. Ограничение снимается так, что желудок и печень, сдвигаясь, скользят друг на друге. После обрабатывания участка, следующим шагом будет повторное прослушивание тела. Возможно, это прослушивание направит Вас левее, к шву между височной и затылочной костями. Теперь, если
мы посмотрим на нашу анатомию, мы видим, что блуждающий нерв выходит в области ярёмного отверстия между этими двумя костями.

Мы можем даже почувствовать “линии натяжения”между затылочно-сосцевидным швом и верхней частью живота. Это имело бы смысл анатомически, поскольку оба пути пищевода и блуждающего нерва проходят через грудную клетку. Таким образом, когда мы "встраиваемся в напряжение", или занимаемся двумя структурами между нашими руками, так что мы можем чувствовать известную напряжённость, мы можем освободить эти структуры и таким образом помочь ребёнку с симптомами рефлюкса.

Подвижность органов


Другой пример. Раздражительного ребёнка с задержкой и нарушениями в развитии привели в мой офис с жалобами
на экзему тела и аллергию после почти каждой еды. Прослушивание вывело меня в общий желчный проток. Общий желчный проток – это труба, по которой сбрасывается желчь из печени и желчного пузыря в двенадцатиперстную кишку. Желчь является очень важным элементом для расщепления жиров. Из-за напряжения в этой области, ограничение было не только в желчных протоках, но также и движения двенадцатиперстной кишки и печени были ограничены.

Другой важной концепцией в висцеральной манипуляции является то, что органы должны двигаться, чтобы работать должным образом. Возможность двигаться для наших органов, наше дыхание, работа нашего сердца, способность жидкости двигаться сквозь тело называется мобильностью. По организму этой маленькой девочки, по её печени, двенадцатиперстной кишке, а также по желчному протоку движение было затруднено, так что жиры и белки не могли правильно усваиваться. Если пища нормально не переваривается и не подвергается метаболизму, неизбежно будут затронуты рост и развитие ребёнка.

Освобождение общего желчного протока потребовало менее чем тридцать секунд. Её печень и двенадцатиперстная кишка были освобождены и тело очистилось от экземы. Для такого ребёнка важно рассмотреть также диетическое питание и, возможно, гомеопатию. Висцеральные манипуляции привели к значительным изменениям в её пищеварении. Девочка начала лучше расти и стала счастливым ребёнком. Развитие её двигательных и речевых навыков улучшилось настолько, что теперь, в возрасте 3-х лет, она больше не имеет задержек.

Что происходит физиологически при снятии висцеральных ограничений? Когда висцеральные ограничения высвобождается, большее количество артериальной или венозной крови позволяет коллагеновым волокнам становятся более вытянутым и увлажнённым. Улучшается обмен веществ в ткани. Живот, например, имеет как механические, так и химические функции. Химически, его задача производить желудочный сок и расщеплять пищу. Механически, он состоит из трёх слоев мышц, которые работают согласованно.

Мы дышим примерно 24 000 раза в день. И с каждым нашим вздохом желудок должен двигаться книзу, кпереди
и совершать медиальное вращение. Верхний отдел пищевода латерально поворачивает от левого лёгкого. Скручивание помогает создать кардиальный сфинктер, который позволяет пище попадать в желудок и потом закрывается, чтобы предотвратить попадание желудочной кислоты обратно в пищевод.

Для правильного пищеварения, нужна хорошая подвижность желудочно-кишечного тракта, чтобы его содержимое имело оптимальный контакт со слизистой оболочкой желудка. Если верхняя часть живота подтягивается кверху и не имеет возможности двигаться в полной мере, содержимое желудка имеет не полный контакт со слизистой оболочкой желудка для оптимального пищеварения. Механические проблемы влияют и на химическое пищеварение.

Висцеральные манипуляции у детей с двигательными проблемами


Также, как миофасциальное расслабление может помочь ребёнку с ДЦП и спастической диплегией получить увеличение длины связки в подколенном сухожилии, висцеральные манипуляции могут высвободить более глубокие ограничения ткани и обеспечить больше мобильности и функциональности. Например, предположим, что ребёнок перенёс лёгочную инфекцию в правой верхней доле лёгкого в первые несколько месяцев жизни. В зоне инфекции создаётся рубцовая ткань, поэтому в верхней доле правого лёгкого ткань стала плотнее, крепче и суше. Лёгкие покрыты плеврой, и часть плевры стала туже.

Плевральной купол напрямую связан с шейным и грудным отделом позвоночника (С6, С7, Т1) и первым ребром через поперечную плевральную, pleurovertebral, и costopleural связок. Эта напряжённость в лёгких передаётся в шейный отдел позвоночника, который, конечно, будет также тянуть плечевое сплетение в правом плече. Забегая на несколько лет вперёд, мы видим, что ребёнку уже пять лет и он страдает церебральным параличом и спастической квадриплегией. Имеется склонность к внутренней ротации плеч, правого больше, чем левое и имеется нестабильность в верхней грудной и нижней шейной области. Грудная клетка округлилась вперёд и уплотнена.

Терапевт работал над большой грудной и широчайшей мышцей спины с помощью миофасциального релиза, чтобы обрести стабильность и контроль в верхней части грудной области и плечевого пояса. Однако, верхняя часть грудной клетки всё ещё округлена вперёд и очень плотная. Если ограничения лёгких, плевры и грудной клетки будут освобождены, ребёнок получит больше возможности грудного расширения, так как мышцы обладают большей способностью стабилизировать грудную клетку и двигать линию шеи и плеч. Так же, как в любых мобилизация
х, висцеральные манипуляции должны сопровождаться лечением нервной системы.

Специфика мануального подхода Ж-П. Барраля


Существенное различие между работой Жана-Пьера Барраля и другими техниками мануальной терапии заключается
в том, что прослушивание - это первый оценочный инструмент, который переносит нас в ту часть тела, которая испытывает самые большие трудности, таким образом, что практикующий врач может оказывать воздействие очень целенаправленно. Во-вторых, эта область обрабатывается специфично и адресно. Лечим ли мы ребёнка или взрослого пациента, мы должны быть предельно конкретными.
Если мы обобщённо относимся к диагностике и лечению, то и результаты скорее всего будут общими. Когда же мы обращаемся к очень специфической структуре, к конкретному нерву или конкретной ветке бронхов - мозг получает эту информацию через ноцицептивные структуры, способные к восприятию и передаче боли и вносит конкретные изменения в мозге и таким образом во всём теле.

Типичные детские обращения


Младенцев и детей с различными диагнозами и проблемами часто можно увидеть у висцерального врача. Некоторые общие проблемы: рефлюкс, колики, кривошея, плагиоцефалия, аллергии, запор, проблемы с пищеварением, грудные патологии и повреждения шеи - также можно назвать типичными. Висцеральные манипуляции также показаны для детей с нейросенсорными проблемами, недоношенным и страдающим аутизмом.

Педиатрический массаж тканей


У младенцев и детей должны рассматриваться различные ткани, которые могут быть вовлечены в терапию. Жан-Пьер Барраль учит, как отличить и воздействовать на различные слои ограничений, то есть на кости, швы, и твёрдую мозговую оболочку в краниосакральной системе. Он также учит, как лечить периферические нервы верхних и нижних конечностей, а также нервные сплетения.

Методика Барраля также включает в себя работу с черепными нервами, мозгом и эмоциями. Также работа
и преподавание Ж-П. Барраля включают в себя работу с сосудистой системой и мягкими тканевыми компонентами суставов. Методы лечения всегда выбираются для конкретного ребёнка в зависимости от результатов прослушивания.
Движение - это жизнь. Для того мы и лечим детей, чтобы ограничения с участков их тел были сняты, чтобы они могли стать как можно более здоровыми, так, чтобы их тела были полностью и гармонично сбалансированы.



Jean Anne Zollars PT, DPT, MA, BI Diplomate, USA в течение 26-ти лет работала в качестве физиотерапевта, из них более 25-ти лет работает с детьми. Она стала сертифицированным специалистом в педиатрии. Jean Anne начала изучать Висцеральные манипуляции в 1992 году и стала преподавать Висцеральные манипуляции в 2004 году.
Jean Anne Zollars преподаёт “Висцеральные манипуляции: применение в педиатрии” в Институте Барраля.