Рефлексы новорождённых
Brendan O'Hara, Australia
В последнее время в мире что-то изменилось. Работая среди детей, мы с сожалением отмечаем, что более половины из них легко перевозбуждаются или постоянно находятся в состоянии гиперактивности. Эти дети не осознают физического, слухового, визуального и социального пространства. Обладая красивыми молодыми умами, они ни на чём не могут сосредоточиться.

Мы понимаем, что больше нельзя стимулировать детей через развлечение и клоунаду, поскольку немедленно вспыхивает хаос, и вот, их внимание уже не вернуть. Это означает, что больше и больше занятий с детьми сейчас должно быть сфокусировано на спокойствии, умиротворении и обучении детей занятиям, навыкам и методам, которые, как мы надеемся, они смогут унести с собой во взрослый мир и использовать на протяжении всей своей жизни. Как часто мы слышим: "дети – будущие лидеры планеты"? Они ещё и наши будущие защитники и хранители.

К настоящему времени уже так много написано о примитивных и постуральных рефлексах (ППР). Давайте немного обобщим то, что мы о них знаем. Большинство ППР появляются в утробе матери. Они развиваются, достигают пика
(в полной мере присутствуют), выполняют свою работу и в норме должны полностью интегрироваться. Иногда говорят, что они останавливаются или угасают. Если рефлексы не интегрируются и сохраняются, они считаются «сохранившимися» и происходит это не так уж и редко. Тогда возникают проблемы.

В том случае, когда примитивный или постуральный рефлекс опаздывает или, развиваясь, достигает пика раньше времени, он будет сохраняться. Также и в случае, если рефлекс выражен слабо, скорее всего он станет сохранившимися. Часто оставшиеся (сохранившиеся) рефлексы могут быть выражены в значительной степени. Все эти сценарии означают, что развитие ребёнка, как индивидуума находится под угрозой.
Отмечу, что ППР - это паттерны реакций/движений, генерируемых спинным мозгом в ответ на внешние раздражители. Похоже, что природа предназначила многократные повторения этих движений для развития нервных путей, которые, реагируя на требования чрезмерных внешних раздражителей, тем самым позволяют человеку добровольно,
по желанию выражать двигательную реакцию. На самом деле, наряду с генетикой, по мере интеграции ППР, устанавливаются очень ранние стадии формирования силы воли. Это даёт нам чёткое указание на прямую связь между рефлексами, движениями, походкой и эмоцией.

Для любого наблюдателя, например, очевидны рефлекс сосания и ладонный рефлекс (или хватательный), также мы отчётливо наблюдаем рефлекс, иначе называемый рефлексом испуга, реакцией "Бей-Беги" или реакцией "Бей-Беги-Замри".

Сопровождая непроизвольными движениями приток воздуха в лёгкие, ребёнок получает прилив адреналина
и кортизола, сопровождающийся увеличением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания и артериального давления. С приливом энергии младенец в естественных обстоятельствах совершает разворот и ползёт по животу мамы к груди. Именно в это время запускается сосательный рефлекс, если он к тому времени ещё не работает.
Движение при сосании груди от задней стенки гортани до нёба стимулирует движение верхней челюсти, что способствует раскачиванию клиновидной кости. Гипофиз, находящийся на клиновидной кости, запускает выделение серотонина, мелатонина и дофамина - расслабляющих и успокаивающих нейромедиаторов.
Наслаждаясь ощущением маминой любви, биением ритмов её сердца, её теплом и ритмом дыхания, младенец, вся его система, учится тому, как создавать спокойствие в своём существе, находясь в идеальном мире. Очевидны, тем
не менее, возможные осложнения при экстренном кесаревом сечении, при котором кости черепа младенца
не испытывают давления схваток вагинального родоразрешения и лёгкие его никак не подготовлены для первого вдоха. С какой стати матери выбирают запланированное кесарево сечение? На мой взгляд – это безумие!

Ползанью по животу мамы помогает широко известный «рефлекс ходьбы». Вы можете увидеть новорождённого, который опираясь на пальцы взрослого, на самом деле «держит он себя сам с помощью ладонного или хватательного рефлекса. Ребёнок кажется идущим. Отсюда и название «рефлекс ходьбы». Этот рефлекс, хотя является явным предшественником ходьбы и ползания, интегрируется (угасает) примерно через шесть недель жизни новорождённого. Поэтому кажется, что это «рефлекс ползания», которым природа страхует ребёнка, помогая ему достичь материнской груди с благословенным молоком жизни.

Салли Годдард (Sally Goddard «A Teachers Window»), ссылаясь на Эрнста Моро, подчеркнула своё мнение о том, что
по сути, рефлекс Моро - это один многих рефлексов новорождённого, которые, подготавливая почву для следующего, возникают по очереди в течение двух-трёх недель друг от друга.

Эрнст Моро (1874-1951гг.), был выдающимся австрийским врачом, не получившим при жизни никаких медицинских наград, званий и титулов. Помимо прочего, его исследования показали, что грудное молоко создаёт больше бактериальной активности в организме детей, чем молоко из бутылочки, придумал термин «первый триместр», впервые описал синдром раздражённого кишечника и создал рецепт знаменитого морковного супа, спасшего
от кишечных инфекций тысячи детских жизней.
Открытый им ещё в 1918 году характерный рефлекс у младенцев, сегодня совершенно заслуженно назван в его честь. Давайте же подробнее разберёмся с этим рефлексом. Когда ребёнок выходит из родового канала, его подбородок поднимается вверх, чтобы открыть трахею, руки симметрично взлетают вверх и наружу, что расширяет грудную клетку и открывает лёгкие, впуская в себя первое дыхание младенца; его первое дыхание жизни, как самостоятельного существа. В эти первые несколько мгновений впервые лёгкие, сердце, селезёнка, почки начинают функционировать отдельно от мамы. Жизнь вне чрева матери началась. Ребёнок кричит, пронзительно заявляя о своём прибытии в этот несовершенный мир.
Рефлекс Моро
Описанные выше рефлекторные движения – это рефлекс Моро, который срабатывает, так как ребёнок испытывает шок от воздуха и воздействия совершенно другой физической среды. Он больше не находится под давлением матки, больше не подвешен и не поддерживается жидкой средой. Оказавшись ввергнутым в мир воздуха, гравитации, звука, света и тактильной стимуляции, у младенца запускается рефлекс Моро. На практике полный цикл движений рефлекса Моро происходит в два этапа. Во-первых, подбородок идёт вперед, руки и ноги вытянуты, спина выгибается и дыхание задерживается.
На следующем этапе руки скрещиваются и возвращаются на грудь (защищая сердце, лёгкие?), происходит выдох, который часто сопровождается криком, когда ребёнок возвращается в положение плода. Сам Моро связывал это
с инстинктивной привязанностью к матери со стороны детёнышей обезьян и других приматов.

В рефлексе Моро мы можем выделить несколько компонентов: визуальный, слуховой, кинестический, обонятельный.
Существует даже «сепарационный Моро», который возникает в 11 или 12 месяцев, когда младенец осознаёт, что
«я не часть моей матери, я отделён от своей матери». Рефлекс Моро оказывает огромное влияние
на развитие личности:

  • слуховая система и слуховое пространственное осознание
  • зрение и визуальное пространственное восприятие
  • физическое пространственное осознание
  • вестибулярная система и равновесие
  • грубое и мелкое моторное развитие
  • поведение, ит.д.

Моро - наш первый и универсальный защитный механизм. Крик означает: «Помоги! Иди скорее! Что-то собирается убить меня, и я не могу защитить себя!»

И именно так спинной мозг реагирует на опасность или внезапный шум, изменения или вспышку света, или тактильную стимуляцию. Если рефлекс Моро в норме не интегрируется у младенца к полугоду, мы становимся старше, и под влиянием сохранившегося, неугасшего вовремя рефлекса Моро, будем зачастую совершенно необоснованно стоять на своём, сражаться со всем миром, безвольно замирать или убегать в панике.

Перенесём эту ситуацию в детский сад или классную комнату… взрослый мир. Поскольку спинной мозг воспринимает внезапные изменения, как опасность, ребёнок или уже взрослый человек постоянно находится в состоянии повышенной боевой готовности. Возбуждённый, «атакованный» иногда даже малейшим беспокойством, человек
не способен критично мыслить, сосредоточиться на происходящем или сконцентрироваться. Малейший шум должен быть исследован, ветер, качающий деревья за окном, должен быть всегда под наблюдением… А как же иначе, если адреналин насквозь пронизывает постоянно бдительное тело?!

Добавьте к этому напряжение мышц жёсткого и не скоординированного тела, ригидность позвоночника (очень часто пациенты с ДЦП застряли в первой стадии Моро) и выраженное напряжение в мышцах шеи.
Ко всему, это непроходящее напряжение мышц серьёзно мешает прокачке и свободному движению спинномозговой жидкости. Или наоборот, вялые и атоничные мышцы, не способные удержать спину прямо или голову вверх. Подумайте о сутулом, тучном и грузном раннем подростке. Пристрастие к сахару - дополнительная альтернатива адреналину Моро, вызывающее короткие всплески энергии. Не желая заниматься спортом или какой-либо физической активностью из-за нехватки устойчивой энергии или выносливости, такие люди становятся безынициативными лежебоками.

Джордж Гудхард считал, что подъязычная кость имеет ключевое значение для согласованной работы полушарий. Заметьте, что при сохранённом рефлексе Моро подъязычная кость будет располагаться неправильно, так как мышцы, удерживающие её на месте, из-за отсутствия интеграции не могут давать правильную информацию о положении вестибулярной системы. Мало того, что человек не будет знать, где находится голова по отношению к телу, он будет затруднён с определением, где находится его голова и тело в пространстве.

Неужто, всё это из-за рефлекса Моро? Да! Можно также добавить немного современного хаоса с бесконечной рекламой с голубых экранов, диетами для похудения, стремлением к фитнесу, гимнастикам, недостаток личного пространства... Сложите всё это вместе, и вот мы уже наблюдаем симптомы «синдрома дефицита внимания
и гиперактивности», усматриваем признаки аутического спектра, отмечаем синдром Аспергера, не находим
у подростка социальных и жизненных навыков.

Моро не видит границ, не признаёт расовой принадлежности, национальности и цвета кожи, и наша задача помочь детям вместе с их родителями найти себя в этом непростом, полном вызовов мире.